Сюнь-Цзы (Учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин)
Прислано GMan1990 June 18 2014 17:01:04

Сюнь-Цзы (Учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин)

(ок. 313—215 до н. э.)

Древнекитайский философ. Представитель традиционной конфуцианской школы. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Создал первую в истории Китая целостную интерпретацию классических текстов Пятиканония (У цзин).

 

  Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

  ...без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств...

  Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.

  Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране - смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.

  В боевом сражении самое трудное - это превратить обходной путь в прямой, превратить неблагоприятную обстановку в преимущество. Поэтому, если заставить врага пойти кружным путем и заманить его выгодой, даже если выступил после него, прибудешь раньше него. Это - понимание тактики окружного и прямого.

  В конечном счете, если люди в своем поведении думают только о поклонении небу, о поклонении природе, они упускают возможность познать сущность всех вещей.

  В сражении само по себе численное превосходство не дает преимущества. Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.


Расширенные новости

Сюнь-Цзы (Учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин)

(ок. 313—215 до н. э.)

Древнекитайский философ. Представитель традиционной конфуцианской школы. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Создал первую в истории Китая целостную интерпретацию классических текстов Пятиканония (У цзин).

 

  Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

  ...без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств...

  Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.

  Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране - смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.

  В боевом сражении самое трудное - это превратить обходной путь в прямой, превратить неблагоприятную обстановку в преимущество. Поэтому, если заставить врага пойти кружным путем и заманить его выгодой, даже если выступил после него, прибудешь раньше него. Это - понимание тактики окружного и прямого.

  В конечном счете, если люди в своем поведении думают только о поклонении небу, о поклонении природе, они упускают возможность познать сущность всех вещей.

  В сражении само по себе численное превосходство не дает преимущества. Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.

  В учении нельзя останавливаться.

  Вершина опыта - одолеть врага, не сражаясь с ним. Лучший способ - бороться со стратегией противника, немного хуже - бороться с его союзниками, еще немного хуже - воевать с его солдатами, самый плохой - нападать на его города.

  Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, путь, приводящий к гибели государства.

  Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо тoro чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?

  Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.

  Война — это путь обмана.

  Война любит победу и не любит продолжительности.

  Высшее пресуществление войны - разрушить планы врага; затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое последнее - напасть на его укрепленные города.

  Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.

  Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

  Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

  Если должность и дела среди людей не разделены, возникает несчастье: люди стремятся делать лишь то, что им выгодно, и борются за заслуги.

  Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

  Если те, кто стоит над людьми и правит ими, не богаты и не щедры, они не смогут управлять теми, кто находится внизу.

  Если хочешь видеть, что было тысячу лет назад, вникай в современность; если хочешь познать огромное множество вещей, начинай их изучение с одной или двух.

  Если человек старательно занимается сельским хозяйством и бережет добро, то Небо не в состоянии ввергнуть его в нищету.

  Есть шесть типов злополучных армий: бегущая, распущенная, тонущая, разрушающаяся, беспорядочная и разгромленная. Эти шесть не от Неба и Земли, а от ошибок полководца.

  Жизнь в стаде без разделения обязанностей приводит к соперничеству.

  Заниматься делом - это то, что ненавидят люди; заслуги и власть - вот то, что они любят.

  Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

  Изучение обычаев меняет стремления, а по истечении длительного времени меняет природу.

  Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

  Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.

  Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий - это недостойный путь управления страной.

  Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

  Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

  Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе.

  Любовь и уважение к людям, уступчивость и покладистость составляют основу спокойствия.

  Многие люди считают, что существуют духи. Это происходит оттого, что у них собственная душа находится в смутном и неопределенном состоянии.

  Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.

  Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

  Народ легко заставить быть единым в своих стремлениях, если выбрать для этого правильный путь, но нельзя совместно с ним обсуждать это.

  Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

  Не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять его. Не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.

  Небо родит простолюдинов не для правителя, оно возводит на престол правителя для простолюдинов.

  Необходимо искать шпионов врага, которые пришли шпионить против нас. Соблазни их выгодой, возьми к себе и удержи их. Так можно приобрести и использовать двойных агентов. Благодаря полученным от них сведениям, можно присвоить местных и внутренних шпионов. благодаря полученным от них сведениям, невозвратимые шпионы могут распространить заблуждения, тем самым обманывая врага. Благодаря полученным от них сведениям, можешь использовать возвращающихся шпионов, когда потребуется.

  Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

  Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.

  Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само.

  Одержать сто побед в ста битвах - это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.

  «Одобрение и порицание — вот что я называю человеческими наклонностями, — сказал однажды Чжуанцзы. — Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри, следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью». Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

  Полагаться на законы и к тому же понимать их положения - только так можно добиться согласия.

  Полководец - это поддерживающая опора государства. Если его знания крепки, государство обязательно будет сильным. Если в опоре появятся трещины, государство неизбежно ослабеет.

  Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

  Правила поведения служат для поддержания существования.

  Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

  Пребывая в порядке, ожидай беспорядка; в спокойствии ожидай шумного. В этом путь управления разумом.

  При рождении совершенный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи.

  Природа войны такова, что главным фактором является оперативность.

  Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

  С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

  Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска.

  Сила, не знающая противника, помогает подчинять людей.

  Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите.

  Спрашиваешь, как управлять государством? Отвечаю: мудрых и способных нужно выдвигать на должности независимо от их положения и происхождения; лживых и неспособных людей нужно немедленно отправлять в отставку.

  Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание. Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо есть знание подлинного положения противника.

  Ставить на первое место долг, а затем выгоду - почетно, ставить на первое место выгоду, а затем долг - позорно.

  Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.

  Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят, избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.

  Так, армия любит побеждать и не любит затяжной войны. Поэтому, полководец, понимающий войну, является хозяином судеб людей, хранителем безопасности государства.

  Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны.

  То, что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается; таково древнее постоянство.

  То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.

  Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя.

  Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении.

  Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем.

  Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

  Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.

  Учение доходит до предела в действии.

  Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

  Физический труд — это то, что служит добродетели.

  Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет служить себе и быка, и лошадь. Почему это происходит? Отвечаю: благодаря способности людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью.

  Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

  Человек по своей природе зол, его добродетель порождается практической деятельностью.

  Чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходства и различия с тем, чтобы не допускать ошибок?..

  Я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны.